Бедные-несчастные: страшная сказка для взрослых от Йоргоса Лантимоса
В 1992 году в свет вышел научно-фантастический роман шотландского писателя Аласдера Грея “Бедные-несчастные”. А в 2021 году за экранизацию романа взялся греческий режиссер Йоргос Лантимос, предварительно встретившись с автором и получив его благословение.
На экраны адаптация научно-фантастического романа “Бедные-несчастные” вышла в 2023 году. Черная комедия в жанре стимпанк вызвала неоднозначное отношение зрителей, однако была высоко оценена критиками и получила ряд номинаций и кинопремий.
Стимпанк – это направление научной фантастики, основанное на технологиях и декоративно-прикладном искусстве ХІХ века и предполагающее альтернативное развитие человечества. Если совсем просто, то стимпанк – это фантастика в декорациях позапрошлого столетия, которая может включать элементы фэнтези.
Многих интересует, почему фильм называется “Бедные-несчастные”. Трудно сказать. Видимо, потому, что по-настоящему счастливых людей в мире Беллы нет.
Актеры и режиссер
Йоргос Лантимос – сценарист, актер, фотограф, монтажер и режиссер. Любителям кино он известен как постановщик фильмов “Лобстер”, “Убийство священного оленя” и “Фаворитка”. Его картины шесть раз выдвигались на премию Американской киноакадемии Оскар и получали другие престижные награды.
Несмотря на относительно небольшой список фильмов Лантимос сумел приобрести довольно широкую популярность среди искушенных зрителей и вызвать интерес критиков. Его почерк метафоричен и настолько необычен, что не каждому его работы приходятся по вкусу. Как правило, они вызывают или восхищение, или полное отторжение.
В фильме “Бедные-несчастные” снимались такие известные актеры, как Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Марк Руффало, Рами Юссеф, Кэтрин Хантер и Ханна Шигулла.
Сюжет фильма
Начинается фильм с того, что в вымышленном Лондоне викторианской эпохи в Темзу с моста бросается беременная женщина. Она молода, красива и шикарна.
В этом же городе живет известный хирург Годвин Бакстер (Уиллем Дефо). Он предлагает перспективному студенту-медику Максу Маккэндлсу (Рами Юссеф) работать его ассистентом на дому. Максу вменяется в обязанность записывать изменения, происходящие в течение дня с Беллой (Эмма Стоун) – живущей у профессора очаровательной женщиной, которая ведет себя, как маленький ребенок.
Маккэндлс влюбляется в Бэллу, но не может понять, что происходит с ее разумом, и досаждает профессору вопросами. Бакстер рассказывает ассистенту, что эта женщина бросилась с моста и утонула, но он удалил ее мертвый мозг и поместил вместо него мозг ее ребенка, который не успел претерпеть необратимых изменений. Таким образом он создал живое существо с телом взрослой женщины и разумом младенца.
Белла развивается не по дням а по часам и скоро начинает осознавать свою сексуальность. Бакстера это тревожит: его подопечная становится неуправляемой. Он предлагает студенту жениться на ней, но с условием, что оба они должны оставаться в доме Бакстера. Макс соглашается, и доктор просит своего адвоката составить брачный договор.
Пройдоха-адвокат Веддерберн (Марк Руффало) заинтригован условиями, прописанными в договоре, и стремится увидеть Беллу, которую прячут от посторонних. Он прокрадывается к ней и, пораженный ее красотой и детской непосредственностью, уговаривает Беллу поехать с ним в Лиссабон. Она с радостью соглашается и требует у Бакстера отпустить ее в поездку, после которой она обязуется выйти замуж на Макса.
Путешествие по континенту оказалось долгим, полным интересных знакомств и экстремальных ситуаций, которые помогли Белле быстро повзрослеть. Ее стали интересовать вопросы морали и устройства общества. Открылась и главная черта героини: она не испытывает страха ни перед чем, но способна на глубокое сострадание к несчастным.
Чем закончился фильм “Бедные-несчастные”
Пока Белла отсутствует, Бакстер обнаруживает, что неизлечимо болен, и дни его сочтены. Макс пишет об этом Белле, и она, бросив работу в парижском борделе, возвращается в Лондон, чтобы проститься с профессором, к которому относится, как к отцу.
Бакстер рассказывает Белле, как он ее создал. Она сердится, но прощает своего Бога: Бакстера зовут Годвин, а “год” по-английски “бог”. Она соглашается стать женой Макса, но в момент венчания в церкви появляется муж утонувшей женщины (Кристофер Эбботт) и требует, чтобы Белла к нему вернулась.
Она подчиняется, но скоро выясняется, что муж Виктории (погибшей женщины) очень жестокий человек: он издевается над слугами и намерен изуродовать Беллу, чтобы она его не оставила. Белла борется с ним, и муж случайно стреляет себе в ногу. Белла вызывает Макса, они извлекают пулю, но Белла на этом не останавливается и требует пересадить жестокому мужчине мозг козы.
Бакстер в конце концов умирает в окружении любящих людей, а Белла остается жить в ладу с собой в его доме с Максом, замуж за которого она так и не вышла, подругой-социалисткой из Парижа и бывшим мужем: с мозгом козы он стал совершенно безопасен. Белла усиленно занимается, чтобы стать хирургом, как ее Бог.
Отзывы, номинации и награды
Критики высоко оценили фильм “Бедные-несчастные”. Агрегатор RottenTomatoes провел 350 опросов, и 92 % из них были положительными: средняя оценка 8.5 из 10 возможных. Многие издания включили картину в списки лучших фильмов года, а Американский институт кино и Национальный совет по рецензированию назвал “Бедные-несчастные” фильмом года.
Критики не скупятся на восторги и комплименты, называя работу Лантимоса “дерзким переосмысленем “Франкенштейна”. Восхищение рецензентов вызвали не только постановка и игра актеров, но и работа операторов, костюмеров и компьютерных графиков.
После показа картины на Венецианском фестивале овации звучали 10 минут. Фильм стал одним из фаворитов и заслужил Золотого льва.
На Золотом глобусе картина Лантимоса получила 7 номинаций и 2 награды, на Оскаре – 11 номинаций и 4 статуэтки: за лучшую женскую роль, работу художника-постановщика, дизайн костюмов, а также грим и прически.
Фильм был отмечен 13 номинациями Выбора критиков. Кроме того, за “Бедные-несчастные” Эмма Стоун была отмечена наградой этой организации как лучшая актриса года.
Наша рецензия
Персонажи, созданные режиссером и актерской командой фильма “Бедные-несчастные”, невероятно интересны. Зритель с увлечением наблюдает за постепенным преображением Беллы благодаря потрясающему исполнению роли Эммой Стоун. Эту актрису недооценивали даже после вручения ей статуэтки Оскар за главную роль в “Ла-ла-лэнд”, но после работы в Бердмене ее драматический талант стал очевиден многим, а после Фаворитки сомнений в нем не осталось ни у кого.
Годвин Бакстер в исполнении Дефо наверняка вызовет у зрителей глубокое сочувствие. Его отец, который тоже был ученым, принес своего сына в жертву науке. Болезненные и разрушающие эксперименты, которым отец подвергал Бакстера в детстве, изуродовали его лицо, искалечили тело, изменили физиологию и подорвали здоровье, но способности проявлять заботу, любить и сострадать Бакстер не утратил. Как и стремления развивать науку.
Удивил зрителей Марк Руффало в роли смазливого и довольно примитивного ловеласа, но следует признать, что персонаж ему однозначно удался. Приятно было увидеть на экране и ветеранов Голливуда Ханну Шигуллу и Кэтрин Хантер. Они блестяще справились с задачей, поставленной режиссером.
Многих интересует, почему фильм “Бедные-несчастные” черно-белый с начала истории о Белле? Потому что викторианский Лондон, затянутый туманом, действительно выглядел серым и унылым. Украшенный странными артефактами дом Бакстера с бродящими повсюду продуктами вивисекции – курицей с головой свиньи или гуся с телом собаки – тоже не вызывает у переступивших порог ощущения комфорта.
Но с началом путешествия Беллы изображение становится цветным, и мир, в который зритель погружается в дальнейшем, гораздо ярче, красочнее и подробнее, чем тот, что создан в успешных голливудских блокбастерах.
Смысл фильма “Бедные-несчастные”
Лантимос – режиссер довольно сложный, и не все способны принять его аллегории. Он высмеивает поведенческие клише в настолько эпатажной манере, что зритель недоумевает: “Что это было?” Поэтому мы постараемся коротко рассказать, в чем суть фильма “Бедные-несчастные” на наш взгляд.
На самом деле он о природной силе женщины, которая никому не позволяет себя контролировать в мире, созданном мужчинами для мужчин. В течение 140 минут мы наблюдаем появление и становление уникальной женщины. Чакры Беллы открываются в ускоренном темпе постепенно, одна за другой.
Сначала она изучает свою сексуальность: в картине много откровенных сцен, но идейно они вполне оправданы. Потом Белла обнаруживает, что многие общественные устои неприемлемы для нее, и отвергает их. Она прислушивается к своим ощущениям и желаниям, не позволяя мужчинам ее подавлять, даже если взамен ей предлагают прекрасную жизнь.
Белла естественна и непредсказуема. Она эпатирует окружающих поведением, потому что не желает оправдывать чужие ожидания в ущерб собственной воле.
Цитаты
Белла:
”Если я знаю мир, я могу его улучшить”.
Гарри:
“Не принимай ложь религии, социализма, капитализма. Мы – чокнутый вид. Знай это. Надежда сокрушительна, а реализм – нет. Защити себя с помощью правды”.
Уэддерберн:
“Я бы посоветовал тебе, если еще не поздно, не влюбляться в меня. Я мало что могу предложить в плане постоянства. Только приключения”.
Годвин Бакстер:
Мой отец однажды сказал: «Всегда режь с состраданием». Он был чертовым идиотом, но это неплохой совет”.
Годвин Бакстер:
Я принял пять миллиграммов героина через пальцы ног от боли, амфетамины для бодрости, и кокаин... потому что я неравнодушен к кокаину”.
Белла:
Я меняюсь со временем, как и все мы”.
Бедные-несчастные Аласдера Грея
Книга Аласдера Грея “Бедные-несчастные” основана на сюжете неоднократно экранизированного произведения Мэри Шелли “Франкенштейн”, хотя Грей и внес в него существенные изменения. Впоследствии роман удостоился престижных литературных наград.
Всего Аласдер Грей написал 9 романов, сочетающих в себе элементы реализма, фэнтези и научной фантастики. Также он писал рассказы, пьесы, стихи и делал переводы. The Guardian назвала Грея отцом возрождения шотландской литературы и искусства. Начинал он как художник и является автором муралов, множества портретов и иллюстраций к собственным книгам.
К сожалению, в 2019 году Аласдер Грей скоропостижно скончался от болезни в возрасте 85 лет, завещав свое тело науке. “Бедные-несчастные” – шестой роман автора и единственный, который был экранизирован.