Стивен Фрай в фильме Джулии фон Хайнц "Сокровище" обращается к своим корням
Стивен Фрай обсуждает с режиссером фильм "Сокровище" и то, как его личное отношение к Холокосту отражает реакцию разных поколений.
В фильме Джулии фон Хайнц "Сокровище" Стивен Фрай поражает воображение. Небрежный, но странно обаятельный, он кажется киношным воплощением изгнанников времен холодной войны, чей ломаный английский скрывает уровень их интеллекта.
Фрай играет Эдека, который вместе со своей дочерью Рут в исполнении не менее эрудированной Лена Данэм в начале 90-х годов – после распада Советского Союза – отправляется исследовать Польшу. Во время посещения родного города в Эдека оживают суровые воспоминания о Холокосте.
Одним из самых интересных аспектов этой драмы является способ исследования реакции и отношения разных поколения к прошлому и его травмам. Эдек пережил этот ужас, поэтому не хочет пережить его снова и хочет защитить от него свою дочь. Рут же считает, что столкновение с прошлым полезно. Эта разница в подходе поколений знакома Фраю – еврею, который открыто рассказывал, как Холокост повлиял на его генеалогическое древо:
"Я понимал, как это отразилось на моем деде. Я не знал свою бабушку по материнской линии. Она была из Вены, а мой дед – из Венгрии. Он говорил о своей истории лишь изредка, с сильным протяжным польским акцентом: "Если вы никогда не видели Прагу между войнами, вы никогда не видели цивилизацию" или что-то в этом роде.
Или говорил совершенно непонятные вещи о странах или королевствах, которые никогда не существовали, например: "Он был типичным помором" или что-то в этом роде, или: "Знаете, русины – они все одинаковые".
Но никогда – о темной стороне истории. Он не хотел этого. Вы сможете его понять, когда станете старше. Почему вы хотите, чтобы обо всем этом ужасе слышали дети? Позже, позже, думаете вы, и это "позже" вы все время откладываете”.
Стивен Фрай получил роль в “Сокровищах” после того, как изучил свои корни
Фрай продолжает:
Я думаю, с Эдеком и Рут происходит то же самое. Она в Нью-Йорке, он наслаждается свободой. Зачем оглядываться назад? А потом, когда она приезжает в Польшу, он говорит ей: "Ты даже не представляешь". Она читает в книге факты о Холокосте, но представить это человеческое зло сегодня очень тяжело. Для него в прошлом страшнее всего то, что люди, которым он доверял, обернулись против него.
Однако Эдеку нужно уяснить, что на самом деле его дочь достаточно взрослая, чтобы все понимать, а его страх перед прошлым только мешает. Ему нужно освободиться от него”.
Фрай играет в "Сокровище" феноменально. Для этой роли он даже немного выучил польский язык. Но как бы он ни был великолепен, мы должны были спросить режиссера Джулию фон Хайнц, чья кинематографическая карьера заставляет ее часто сталкиваться с фашизмом в истории, почему она взяла на роль Фрая, а не польского актера.
Хайнц:
"Из-за личного отношения. Определенно. Я посмотрела на YouTube документальный фильм со Стивеном Фраем, в котором зритель как будто совершает путешествие Рут".
Фрай:
«Да, было такое. Я не могу вспомнить, как называется американский сериал, но оригинал, на котором он основан, называется Who Do You Think You Are для BBC. И, как вы сказали, он доступен на YouTube».
Хайнц:
"Так вот, я смотрела на YouTube этот ролик со Стивеном, путешествующим по Восточной Европе, и увидела, как на еврейском кладбище перед домом он заплакал. Я была очень тронута и подумала: а если попробовать его? Я знала, что он способен к языкам, что он интересуется ими, а это очень важное качество для выполнения задачи. И еще, мне показалось, что он сможет стать в фильме отцом для Лены (Данэм). На первой читке я смотрел на них с расстояния 10 метров и все время думала: "Это семья".
Это действительно был идеальный кастинг, почти киношная случайность: Лена Данэм рассказала MovieWeb, что они оба пришли на первое чтение в одежде с желтыми и бордовыми полосками. И они отлично сработались.