Режиссер "Идентификации Борна": фильм положил начало новому тренду в операторской работе
Режиссеру Дагу Лиману нужно было быстро снять сцену, и в итоге он стал первопроходцем в создании современной эстетики кино.
Говорят, что необходимость – мать изобретения. Этот канон подтверждает и режиссер Даг Лайман, который в условиях крайней необходимости создал совершенно новый тренд в киноэстетике – технику "трясущейся камеры". Сегодня она используется во многих фильмах, но популярность ей принесла франшиза о Джейсоне Борне с Мэттом Дэймоном, в частности, сцена из первого фильма.
В интервью IGN Лайман рассказал про короткий эпизод из "Идентификации Борна" 2002 года, на съемке которого и родилась эстетика "трясущейся камеры". Этот фильм с уникальным стилем считается классикой современного боевика. Сцена, о которой идет речь, начинается на 49-й минуте фильма: Борн входит в железнодорожный вокзал Гар дю Нор в Париже и смотрит на табло прибытия поездов. На развитие сюжета эти кадры не повлияли, но они сильно отличались от общего стиля из-за того, что Лайману пришлось импровизировать:
"Съемки на вокзале не были согласованы. У меня не было поддержки студии, не было разрешения из Парижа. Но поскольку я начинал карьеру с небольших независимых фильмов, таких, как "Тусовщики", я пренебрег этими условностями".
Лайман снял сцену на переполненном вокзале "по-партизански”: небольшой ручной камерой, с Дэймоном, но без статистов, съемочной группы и профессионального освещения. Он рисковал, ведь Дэймон уже был известным и мог привлечь к себе внимание. Тем не менее все обошлось:
"Нам пришлось действовать очень быстро, поэтому сцена и получилась какой-то зыбкой. И когда люди вспоминают "Идентификацию Борна", они считают, что именно эти кадры положили начало эстетике трясущейся камеры. В сиквелах уже много таких кадров, но эстетика родилась именно в этом фильме".
После первой серии режиссером франшизы "Борн" стал Пол Гринграсс, который широко использовал эту технику в последующих картинах. Аутентичная энергия "трясущейся камеры" придала фильмам о Борне уникальность, и этот родившийся из необходимости метод взяли на вооружение другие режиссеры.
Наследие Дага Лаймана в боевиках
До выхода "Идентификации Борна" Даг Лайман снял признанные критиками инди-фильмы "Тусовщики" и "Экстази", но именно успех "Борна" дал режиссеру возможность создать самые громкие боевики двух последних десятилетий, и каждый из них отличается фирменным визуальным стилем. Следующим успехом Лаймана стала картина 2005 года "Мистер и миссис Смит" – экшн-комедия о профессиональных киллерах с Брэдом Питтом и Анджелиной Джоли в главных ролях. В 2008 году Лайман снял научно-фантастический триллер "Телепорт" с Хейденом Кристенсеном ("Звездные войны").
В 2014 году появился недооцененный фильм о путешествиях во времени и инопланетном вторжении "Грань будущего" с участием Тома Круза и Эмили Блант. Позже Лайман снял боевики "Стена", "Поступь хаоса" и перезагрузку фильма "Дом у дороги".
Последний проект режиссера – экшн-комедия "Зачинщики" для Apple TV. Он опять привлек к работе Мэтта Дэймона, а также его коллегу по фильму "11 друзей Оушена" Кейси Аффлека. Актеры сыграют пустившихся в бега после неудачного ограбления грабителей. Премьера “Зачинщиков” состоится 9 августа.