Фильм, за который, возможно, убили – в Каннах покажут историю Фатимы Хассоуны
Каннский фестиваль не отменил показ картины о Фатиме Хассоуне – журналистке из Газы, убитой израильским авиаударом вместе с девятью членами семьи.

С 7 октября 2023 года, когда силы ХАМАС атаковали Израиль и убили около 1200 человек, от рук армии Израиля, также называемой Силами Оккупации Израиля – IOF, погибло не менее 175 журналистов и работников СМИ, защищенных международным правом. К этому числу можно прибавить свыше 400 гуманитарных работников и свыше 1300 медицинских сотрудников Газы, также погибших в результате военных действий. Недавно в секторе обнаружили захоронение 15 казненных парамедиков и спасателей.
Очередной жертвой палестино-израильской войны стала 25-летняя фотожурналистка Фатима Хассоуна – героиня нового документального фильма "Положи душу на ладонь и иди". Она и девять членов ее семьи были убиты спустя всего сутки после того, как стало известно, что фильм о ней покажут на Каннском кинофестивале в рамках программы ACID.
Израильская армия нанесла по дому семьи Хассоуны авиаудар. Это была одна из бесконечной череды атак, в результате которых по официальным данным с 7 октября погибло около 52 000 палестинцев. Однако из-за отказа Израиля допустить журналистов в Газу и систематического устранения свидетелей установить фактическое число жертв невозможно.
Издание The Times of Israel, считающееся рупором израильской армии, прокомментировало убийство Хассоуны так:
"Целью удара был боевик ХАМАС, причастный к атакам на гражданских и военных. Перед атакой были предприняты меры для минимизации жертв среди мирного населения, в том числе использованы точечные боеприпасы, воздушная разведка и дополнительные источники разведданных".
Режиссер фильма о Хассоуне Сепиде Фарси, рассказала, что узнала эту страшную новость, когда обсуждала с представителем французского посольства поездку Хассоуны в Канны. Фарси вспоминает:
"Она была настоящим светом, очень талантливая. Когда вы посмотрите фильм, вы поймете. Мы только поговорили по телефону: я сообщила ей, что фильм приняли в Каннах, и пригласила ее приехать. Она сказала: "Я приеду, но я должна вернуться в Газу. Я не хочу покидать Газу".
Мы только только что подали документы на визу, и я думала о том, как обеспечить ей безопасный выезд и возвращение. Я не хотела разлучать ее с семьей, а теперь они все мертвы. Одна из сестер была беременна: мы говорили по видеосвязи два дня назад, и она показала мне свой живот.
Я пыталась быть голосом Фатимы, но теперь не знаю… Возможно, ее убили именно из-за фильма. Израильская армия утверждает, что в доме находился офицер ХАМАС, но это ложь. Я знала эту семью. Это просто бессмысленное убийство. Очень тяжело".
ACID и устроители Каннского фестиваля не снимут фильм "Положи душу на ладонь и иди" с показа

Французская киноассоциация ACID заявила:
"Мы познакомились с Фатимой Хассоуной, когда вносили фильм Сепиде Фарси в программу Канн. Ее улыбка была такой же яркой, как ее сила духа: она снимала Газу, раздавала еду, несмотря на бомбежки, скорбь и голод. Мы радовались каждому ее появлению. Вчера мы узнали, что Фатима и ее семья убиты израильской ракетой.
Мы смотрели фильм, где сияла жизненная сила этой молодой женщины. Теперь это уже другой фильм, и мы понесем его в мир. Первый показ будет в Каннах. Каждый из нас, кинематографистов и зрителей, должен быть достоин ее света".
Кем была Фатима Хассоуна?
Сепиде Фарси написала посвящение Хассоуне для Libération. Вот отрывки из него:
"У меня нет биографии / Чтобы признать эти глаза / Таинственные / Я верю / У меня нет истории / Понятной для чужака / И он верит…" – это из поэмы Хассоуны "Человек, что носил ее глаза". Строки пахнут смертью, но полны жизни, как и сама Фатима до утра 16 апреля, когда израильская бомба стерла ее и всю ее семью с лица земли.
Ей только что исполнилось 25. Я случайно встретила ее на презентации палестинского друга в Каире, когда отчаянно искала способ добраться до Газы. Мне нужен был ответ на простой и одновременно сложный вопрос: как вы держитесь? как вы живете под бомбами?
Я только что закончила свой фильм "Русалка" о войне Ирака и Ирана, в котором был отдаленный привкус взрывов. И я хотела узнать, что переживают жители Газы. Я хотела туда попасть, но паспорт француженки, родившейся в Иране, сделал эту поездку для меня невозможной".

Фарси вспоминает:
"Она стала моими глазами в Газе, а я – ее окном в мир. Мы общались каждый день в течение года. Я часто засыпала, отправив ей сообщение, и просыпалась среди ночи, чтобы проверить, появились ли "две галочки", что значит, она хотя бы его увидела.
Я была с ней на связи буквально за день до гибели. Рассказала о Каннском фестивале. Она спросила: "Канны – это где?" И улыбнулась. Я спросила: "Не боишься, что фильм может подвергнуть тебя опасности?" – "Нет. Ничто не вечно. Даже эта война. Она закончится".
Когда я спросила, что она чувствует, фотографируя изуродованные тела после резни, она ответила: "Я хочу, чтобы мир это увидел. Чтобы знали, через что мы проходим".

Хассоуна писала:
"Если мне суждено умереть, пусть моя смерть будет громкой. Я не хочу просто попасть в новости или стать одной из цифр в статистической справке. Я хочу такой смерти, о которой услышит весь мир. Чтобы она могла на что-то повлиять. Чтобы создать образ, который невозможно похоронить".
Фильм "Положи душу на ладонь и иди" будет показан в Каннах. Имя Фатимы Хассоуны не должно быть забытым.