Джордж Лукас продолжил выпуск специальных изданий "Звездных войн", хотя раньше призывал к сохранению фильма
Поклонники "Звездных войн" желали бы смотреть трилогию в неизмененном виде, но Джордж Лукас утверждает, что выпуск специальных изданий закреплен в его правах собственности на франшизу.
КРАТКО
- Фанаты давно обсуждают решение Джорджа Лукаса изменить оригинальную трилогию "Звездных войн" посредством выпуска специальных и, как утверждает режиссер, окончательных версий.
- Недавно Лукас подтвердил свое намерение изменить оригинальную трилогию, но после его речи в Конгрессе в 1988 году его нынешняя позиция выглядит как минимум лицемерной.
- Желание Лукаса с одной стороны сохранить фильмы, а с другой изменить оригинальную трилогию "Звездные войны" у многих вызывает когнитивный диссонанс.
Мнения фанатов “Звездных войн” о том, что им нравится в фильмах и что не нравится, озвучиваются в течение многих лет довольно громко, но Джордж Лукас, выпустив специальное издание оригинальной трилогии "Звездных войн", их проигнорировал. Сначала он доработал фильм 1999 года "Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза", а затем решил добавить визуальные эффекты, дополнительные сцены и другие изменения в фильмы 1977, 1980 и 1983 годов.
После выхода специальных версий он назвал их окончательными. Если у вас не было старых копий на VHS или LaserDisc, то теперь вы будете смотреть только дополненную версию трилогии. Это решение вызвало разногласия и многочисленные обсуждения на сайтах, посвященных выпуску неизмененных фильмов Save Star Wars и Original Trilogy.
Однако режиссер настаивает на своем праве вносить изменения. Он не только продолжает защищать специальные версии, но и утверждает, что в оригинальном виде трилогия больше на экраны не выйдет.
По сообщению Screen Rant, во время своего выступления на Каннском кинофестивале Лукас раз и навсегда положил конец спорам, повторив, что неизмененные версии оригинальной трилогии "Звездных войн" в качестве официального релиза больше никогда не увидят свет. Он считает, что изменения были внесены в соответствии с его правами на франшизу:
“Я думаю, что фильм принадлежит его создателю. Когда Микеланджело создавал потолок Сикстинской капеллы, он посмотрел на него и сказал: "Я собираюсь переделать эту часть".
At #Cannes2024, George Lucas remained persistent that the unaltered versions of the Original Trilogy will not be re-released:
— The Star Wars Underworld (@TheSWU) May 24, 2024
“I think a film belongs to its creator. When Michelangelo made the ceiling of the Sistine Chapel, he looked at it and said: I’m going to redo this part.” pic.twitter.com/As5bfF7g1o
Выступая перед Конгрессом, Джордж Лукас выразил неодобрение того, во что он превратился
Тем, кто помнит активную работу Лукаса по сохранении фильмов и его многочисленные высказывания в прошлом, в частности его речь в Конгрессе 1988 года, сегодняшние заявления режиссера “Звездных войн” могут показаться лицемерными.
К концу 1980-х технологии продвинулись настолько, что появилась возможность значительно и реалистично изменять уже отснятые фильмы, и это вызвало среди киноманов тревогу. Тед Тернер приобрел архивы таких студий, как MGM и RKO, и начал раскрашивать старые фильмы для телевещания и домашних релизов. В итоге Конгресс провел расследование, в котором приняли участие Стивен Спилберг, Джон Хьюстон, Вуди Аллен и Джордж Лукас.
Вот заявление Лукаса из "Save Star Wars", цитируемое со стр. 482-490 документа под названием "Бернская конвенция: Слушания в подкомитете по патентам, авторским правам и товарным знакам Комитета по судебной власти Сената Соединенных Штатов. Сто сотый Конгресс. Вторая сессия по s.1301 и s.1971. 18 февраля и 3 марта 1988 года”:
"Авторское право находится в доверительном управлении его владельца, пока в конечном итоге продукт не переходит в общественное достояние. Американские произведения искусства принадлежат американской публике; они являются частью нашей культурной истории.
Люди, которые изменяют или уничтожают произведения искусства и наше культурное наследие ради наживы или осуществления власти – варвары, и если законы Соединенных Штатов будут и дальше потворствовать такому поведению, история, несомненно, назовет нас варварским обществом…”
"Нынешние проблемы – это только начало. Сегодня инженеры со своими компьютерами могут добавлять цвет в черно-белые фильмы, менять саундтрек, ускорять темп, добавлять или убирать материал в соответствии с философскими вкусами правообладателя. Завтра более совершенные технологии смогут заменять актеров "более свежими лицами", переиначивать диалоги и в соответствии с ними – движение губ актеров. Вскоре можно будет создать новый "оригинальный" негатив с любыми изменениями, которые пожелает внести владелец авторских прав в данный момент..."
"В будущем старые негативы можно будет потерять и "заменить" их новыми. Это станет большой потерей для нашего общества. Нельзя допустить, чтобы история нашей культуры была переписана..."
"Интересы общества в конечном счете преобладают над всеми другими интересами. И доказательством этого является то, что даже закон об авторском праве позволяет создателям и их наследникам лишь ограниченное количество времени пользоваться экономическими плодами этой работы".
"Некоторые утверждают, что на сегодняшний день американских законов достаточно, и это возмутительно! Если бы их было достаточно, зачем бы я здесь находился? Почему упорно игнорировали Джона Хьюстона, когда он протестовал против колоризации "Мальтийского сокола"? Почему фильмы режут и кромсают? Ведь на кону вопрос о нашей душе, а не о бухгалтерских подсчетах. Мы должны помнить об интересах еще не рожденных людей, у которых должна быть возможность увидеть предыдущее поколение таким, каким оно само видело себя".
А десятилетие спустя Лукас переснял трилогию "Звездные войны" и больше никогда не выпускал оригинальные фильмы без внесенных им изменений (плюс-минус GOUT 2006 года).
Самые заметные изменения в "Звездные войны" были внесены в 1997 году
Фильм “Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда" переиздавался несколько раз, но самое заметное переиздание было приурочено к 20-летию картины в 1997 году. С одной стороны, эта версия возродила интерес к франшизе и показала, что “Звездные войны” по-прежнему востребованы публикой: фильм стал самым кассовым переизданием всех времен, собрав в домашнем прокате 138,3 миллиона долларов.
С другой стороны, добавленные эффекты, новые сцены и диалоги вызвали неприятие части фанатов. Можно было бы смягчить этот удар, оставив поклонникам доступ к тому изданию, которое они предпочитают, однако этого не случилось.
Затем последовало переиздание фильмов "Империя наносит ответный удар" и "Возвращение Джедая", однако внесенные в них изменения были не такими масштабными, как в "Новой надежде".
Часть изменений в оригинальной трилогии были сделаны для того, чтобы связать ее с уже выпущенными к тому времени приквелами. Поскольку трилогия приквелов была завершена в 2005 году фильмом "Месть ситхов", в финал новой версии "Возвращения джедая" был добавлен призрак Силы Энакина Скайуокера (Хейден Кристенсен), который заменил Себастьяна Шоу из фильма 1983 года.
Еще одно значительное изменение произошло в фильме "Империя наносит ответный удар": Марджори Итон, которая изначально играла императора, в специальном издании была заменена Иэном Макдайармидом – актером, изображавшим в фильме 1983 года "Возвращение джедая" и в последующих приквелах Палпатина.
Некоторые изменения были внесены Лукасом ради сохранения своих прав на собственность. Фанаты “Звездных войн” забывают, что окончательное направление любимой франшизы зависит только от ее создателя. Поклонникам могут не нравиться внесенные Лукасом изменения, но поскольку оригинальные фильмы являются его детищем, это дает ему право переиначивать их, как он пожелает.
В то же время блокировка доступа зрителей к оригинальной, неизмененной трилогии показывает, что между чувством собственности художника и авторитарным историческим ревизионизмом существует весьма тонкая грань. Стоит напомнить Джорджу Лукасу его же собственные слова, произнесенные в 1988 году: интересы общественности в конечном счете доминируют над всеми остальными интересами.