“Девушка в тумане”: Все связано. Все имеет смысл. Даже зло
В настоящее время первенство в кино и на телевидении Европы заслуженно принадлежит скандинавским странам, в том числе и в популярном детективном жанре. Однако жители европейского юга тоже умеют снимать увлекательные фильмы, и яркий тому пример – “Девушка в тумане”, триллер режиссера Донато Карризи по сценарию Донато Карризи, в основу которого лег роман того же Донато Карризи.
Благодаря мастерству создателей, ландшафт итальянских Альп в этом триллере кажется не менее унылым и угрожающим, чем покрытые льдом равнины и скалистые фьорды севера, а обычно эмоциональные и общительные итальянцы выглядят угрюмыми и зловещими.
Авторам фильма можно простить некоторую затянутость повествования, потому что основную задачу они выполнили блестяще: триллер получился качественным, нетривиальным, захватывающим, а его финал – поистине неожиданным.
“Девушка в тумане” – фильм, который наверняка запомнится любителям хорошего детектива.
Режиссер Донато Карризи
Книга “Девушка в тумане” была написана Донато Карризи в 2015 году, а фильм по своему роману автор снял в 2017, и это была его первая полнометражная картина. Как и в любом дебютном проекте, в картине есть недостатки: она неравномерна по динамике и в ней использованы приемы, которые работают в литературе, но не в кино. Такие, например, как нелепое и не совсем оправданное введение в повествование местной журналистки.
В целом же режиссерский дебют Донато Карризи “Девушка в тумане” можно считать удачным: немногие современные фильмы отличаются такой эстетикой и символизмом в каждом своем кадре.
Актеры и роли
Снять хороший детектив вряд ли получится без талантливых актеров, и для участия в фильме Карризи пригласил известных европейских мастеров.
Роль инспектора Фогеля играл актер и режиссер Тони Сервилло, известный своей работой в фильмах “Девушка у озера”, “Горбачев”, “Мы верили” и других.
Жан Рено (“Васаби”, “Багровые реки”, “Леон”, “Никита”, “Подземка”, “Ронин”) создал образ опытного психиатра Аугусто Флореса.
Профессора Мартини сыграл Алессио Бони, который ранее снялся в итальянских фильмах “Без страха”, “Страсти по-итальянски”, “Лучшие годы молодости”.
Роль молодого следователя Борги исполнил Лоренцо Рикельми, известный зрителям по сериалам “Марко Поло” и “Борджиа”, а знаменитая Грета Скакки (“Одиссея”, “Презумпция невиновности”, “Война и мир”, сериал “Пуаро Агаты Кристи”) появилась в картине в роли пожилой журналистки Беатриче Леман, упорно расследующей старое дело.
Роль “акулы” с телевидения Стеллы Хонер зритель увидит в исполнении Галатеа Ранци.
Сюжет фильма
Холодной зимней ночью психиатра Флореса (Ж. Рено) срочно вызывают к новому пациенту – попавшему в аварию инспектору полиции Фогелю (Т. Сервилло). На месте происшествия никаких улик не нашли, а инспектор находится в шоковом состоянии, ничего не помнит и не может объяснить, откуда на его рубашке пятна крови. Сам он в аварии не пострадал, а значит, кровь не его.
Доктору и пациенту предстоит долгий разговор, в процессе которого восстановится вся цепь событий.
А начались они с того, что месяц назад туманным вечером в затерянном в итальянских Альпах городке Авешот пропала шестнадцатилетняя школьница Анна Лу. Она вышла из дома, но до церкви так и не дошла. Никаких следов, никаких улик местная полиция не обнаружила.
Расследовать исчезновение Анны Лу приезжает известный всей стране инспектор Фогель. Когда-то он упек за решетку серийного взрывателя по имени Ромео, хотя тот и утверждал, что взрывы – не его рук дело. В конце концов года адвокаты Ромео сумели добиться отмены приговора, и государство выплатило ему солидную компенсацию, но за четыре года в тюрьме Ромео перенес инсульт, потерял семью, друзей и работу. Он обвинил в этом Фогеля и “прославил” его на всю страну.
Инспектор не чувствует за собой вины, ведь после ареста Ромео взрывы прекратились, а это значит, что именно он и был преступником. Но в одном Ромео прав: Фогель не особо щепетилен в выборе средств. Чтобы получить нужный результат, он без колебаний использует сомнительные и неэтичные методы.
Фогель – опытный следователь и понимает, что девушки уже нет в живых, но ему необходимо восстановить подмоченную делом Ромео репутацию, а для этого нужно найти преступника. В ходе следствия выясняется, что до похищения за девушкой следили на старом белом внедорожнике.
Оказалось, что автомобиль принадлежит профессору Мартини (А. Бони), преподающему в местной школе. Поскольку повода для его ареста у полиции нет, Фогель решает подстегнуть события и сливает информацию о владельце внедорожника журналистке Стелле Хонер. Наутро лицо Мартини появляется на всех новостных каналах Италии, а вокруг его дома толпятся репортеры.
При осмотре автомобиля полиция находит в нем кошачью шерсть, и это приводит профессора в недоумение: у него нет кота. Алиби у Мартини тоже нет: день, когда пропала девушка, он провел вдали от семьи, в горах, и вернулся домой лишь в сумерки, причем с пораненной рукой. Профессор нанимает ушлого адвоката, который сообщает новому клиенту, что проблемы только начинаются.
С каждым днем ситуация становится все более угрожающей, а Мартини и до этого было нелегко. Не так давно жена совершила адюльтер, но он ее простил, уговорил бросить любовника и начать жизнь сначала на новом месте. Поэтому они и переехали в этот городок. Однако работу по специальности жена в Авешоте не нашла, а профессорской зарплаты на содержание семьи катастрофически не хватает.
Мартини стал бояться, что жена его все-таки бросит, ведь она уже начала сомневаться в невиновности мужа. Усугубляют положения и жалобы дочери на травлю в школе. И вот наступает день, когда семья не выдерживает и уезжает, оставив Мартини в Авешоте одного.
Тем временем полиция находит рюкзак Анны Лу, а на нем – кровь. Ее сравнили с кровью Мартини, и образцы совпали. Несмотря на то, что тело девушки так и не найдено, профессора обвиняют в убийстве и задерживают.
Фогель свою работу выполнил и собирается покинуть город, но вдруг получает звонок от забытой всеми местной журналистки Беатриче Леман, которая расследует дело тридцатилетней давности об исчезновении шести девушек. Она сообщает, что располагает доказательствами невиновности Мартини, и Фогель едет к журналистке.
Все пропавшие девушки были удивительно похожи друг на друга. И на Анну Лу. Им было по шестнадцать лет, и у них были длинные рыжие волосы. Леман уверена, что всех семерых похитил и убил один и тот же маньяк, которого она называет “человек из тумана”. Мартини никак не может быть этим маньяком: тридцать лет назад ему было всего десять лет, кроме того, он появился в городе совсем недавно.
Журналистка отдает Фогелю дневник Анны Лу, который прислал ей почтой неизвестный отправитель. Фогель перелистывает дневник и находит фотографию лесной местности с вкопанным в землю деревянным крестом. Он находит это место и в земле под крестом обнаруживает видеокассету. На короткой записи – человек в костюме дезинфектора, а за его спиной – одурманенная Анна Лу. Лица человека не видно, но Фогель узнал место, где сделана запись: это старое, давно опечатанное помещение.
Приехав в заброшенный дом, Фогель находит комнату, в которой умерла Анна Лу, и внезапно понимает, кто ее убил. Он пытается испортить запись, вытаскивая пленку из кассеты, но в комнату врывается Стелла Хонер со съемочной командой, и оператор снимает, как Фогель уничтожает улику. Журналистка явно поджидала его, потому что кто-то ее предупредил.
Благодаря новым доказательствам с Мартини снимают обвинение, и он теперь свободен. Профессора встречает толпа репортеров, и тон их вопросов куда доброжелательней, чем несколько дней назад. Адвокат отвозит профессора домой, где его уже ждут жена и дочь. Мартини планирует написать книгу об ужасных событиях последних дней, но адвокат уверяет его, что можно зарабатывать деньги уже сейчас: все ведущие СМИ выстроились к нему в очередь.
Чем заканчивается фильм “Девушка в тумане”
Внимание! Дальше СПОЙЛЕРЫ! Мы советуем пропустить следующий раздел: в нем мы опишем содержание последней части фильма и дадим объяснение концовки.
Всех, конечно, интересует, кто убийца в фильме “Девушка в тумане”, и мы вам обязательно об этом расскажем. Но сначала вернемся к мирно беседующим Фогелю и Флоресу.
Фогель обратил внимание, что у психиатра в кабинете множество чучел рыбы одного вида – радужной форели, и Флорес рассказал, как с ним случился инфаркт. Однажды во время рыбалки он почувствовал сильную боль в руке и упал. Флорес смотрел на лежащую рядом крупную рыбину, которую он только что поймал, а она смотрела на него. Они оба умирали. Однако Флорес выжил, и с тех пор каждый раз, когда ему удается поймать форель, он делает из нее чучело.
Инспектор признался врачу, что, расследуя дело о похищении Анны Лу, он впервые почувствовал сострадание к жертве. Это проявление слабости и привело его к провалу: он не предусмотрел, что Беатриче Леман захочет отомстить за годы пренебрежительного к ней отношения и направит по следу Фогеля жадную до сенсаций Хонер. Раньше он держал Стеллу на коротком поводке, а теперь стал радужной форелью в руках этой стервы.
В процессе разговора психиатр убедился, что ни шока, ни амнезии у Фогеля нет. Флорес выразил предположение, что его визави не зря оказался этой ночью в Авешоте, и спросил, почему сразу после аварии инспектор пытался скрыться от полиции. Выдержав паузу, Фогель ответил, что знает, кто убийца Анны Лу, и сегодня ночью он казнил этого негодяя.
Фогель давно догадывался, кто совершил это чудовищное преступление, и в заброшенном доме лишь убедился в своих подозрениях. Поэтому он и хотел уничтожить кассету, но ему не удалось этого сделать. Карьера Фогеля рухнула, но ради Анны Лу он решил идти до конца. Он убил Мартини, и это его кровь на рубашке инспектора.
У Мартини не было средств для достойного содержания семьи, а он очень боялся ее лишиться. Посмотрев интервью Ромео, Мартини задумал совершить преступление и разработал почти идеальный план, который поможет ему значительно улучшить материальное положение. Конечно, можно было просто ограбить банк, но Мартини предпочел убийство.
Он изучил дело тридцатилетней давности и выбрал жертву, похожую на пропавших девушек – Анну Лу. Когда дочь с женой думали, что он гуляет в горах, Мартини подкараулил школьницу у дома и попросил ее помочь найти сбежавшего кота. Незаметно подкравшись, он усыпил ее, отвез в заброшенный дом. Рюкзак девушки со следами своей крови он оставил там, где его точно найдут: так он добьется ареста и, соответственно, максимальной известности.
Затем Мартини подготовил ложные улики: надел комбинезон и маску, которые сделали его неузнаваемым, снял на кассету себя и одурманенную Анну Лу, а потом убил ее. Чтобы в нужное время отвести от себя подозрения и повесить убийство Анны Лу на “человека из тумана”, Мартини послал Беатриче Леман дневник девушки с фотографией места, где спрятал кассету.
Хорошо изучив методы Фогеля, профессор использовал в своей игре и его: именно инспектор сообщил прессе, что подозревает Мартини в убийстве, и это сделало профессор знаменитым буквально за ночь. Мартини умело играл на человеческих слабостях. Он знал, что Беатриче Леман мечтает отыграться за годы насмешек и обязательно натравит на Фогеля Стеллу Хонер.
Разрушив карьеру инспектора, Мартини думал, что нейтрализовал опасного врага. После снятия обвинений и освобождения из-под стражи профессор наслаждался всеобщим вниманием и готовился его монетизировать. Он забыл, что “самый глупый из грехов дьявола – тщеславие”, и был за это наказан.
Признавшегося в убийстве инспектора Фогеля арестовали и увели, а Флорес надел пальто, закрыл кабинет, пошел в гараж, достал надежно спрятанную жестяную коробку, открыл ее и долго, улыбаясь, смотрел на шесть рыжих локонов. К сожалению, после инфаркта он мог коллекционировать только радужную форель.
Цитаты из фильма
“Обычно убийца совершает двадцать ошибок. Но замечает только треть из них. В основном, это результат неосторожности. Либо неопытности. Но есть такой род ошибок, которые мы называем намеренными. Это своего рода подпись.”
«Самый глупый из грехов дьявола – тщеславие. Какая радость быть дьяволом, если ты не можешь об этом рассказать?”
“Проститутки легко меняют сторону”.
“Зло – подлинный двигатель произведения. Нужно найти сакральную жертву, по возможности невинную. Герой должен быть двойственной личностью. Его все должны подозревать. В литературе убивают из ненависти, но в жизни мотивом чаще являются деньги.“
“Среди чужих смертей не имеешь возможности думать о своей.”
“Все авторы исходят из того, что уже было написано до них. Первое правило серьезного писателя — копирование.”
“– Зачем нужен психиатр в таком месте, как Авешот?
– Самоубийства. Излишнее спокойствие убивает. Вы не знали? Исчезает страх смерти.”
Награды, рецензии, отзывы о фильме
Из наград у этого фильма только гран-при фестиваля фильмов-нуар в Курмайоре – городке у подножия Монблана.
Один из серьезных критиков охарактеризовал фильм “Девушка в тумане” как “умный и компактный триллер, в котором дуга напряженности никогда не ослабевает, а финальная развязка удивляет вас еще раз после того, как многие версии оказались неверными, а многие тактические уловки — слишком сложными».
Мнения зрителей о фильме разделились. Некоторым он кажется затянутым, а другие считают, что триллер – не боевик, поэтому динамичность в развитии сюжета не обязательна, а вот время, чтобы наблюдать и думать, у зрителя должно быть.
Вот что пишут о “Девушке в тумане” любители детективного жанра:
“Смысл концовки фильма воистину и неожиданный, и до боли обыденный. Развязка закрученная и философская: добро и зло сошлись в лобовом столкновении. Убеждена, что ради этой концовки стоило посмотреть фильм. Калейдоскоп событий наконец улегся и пазл сложился.”
“Хочется отметить работу оператора Федерико Масьеро и то, как смонтирована картина. Получились оригинальные «перебивки» с макетом города, много необычных «вырезок» передвижения персонажей из одной сцены в другую, соблюдена необходимая для атмосферы фильма статичность.”
“Радует, что создатели отказались от демонстрации в триллере насилия, крови и откровенной жестокости, несмотря на то, что именно такие «зрелища» привлекают большинство зрителей. Рискованное, но похвальное решение.”
Похожие фильмы
Из детективов, напоминающих “Девушку в тумане” захватывающим сюжетом и неожиданной развязкой, мы предлагаем посмотреть фильмы:
- “Девушка у озера” (Италия);
- “Лес” (Франция);
- “Исчезнувшая” (США);
- “Ветреная река” (США);
- “Черная полоса” (Франция);
- “Дело Коллини” (Германия);
- “Девушка в поезде” (США);
- “Простая формальность” (Франция, Италия).